Попов Станислав Товиевич родился 20 мая 1959 года в поселке городского типа Березово Тюменской области. До 1950х годов единственным значимым событием Березово было то, что когда-то в нем доживал свои дни попавший в опалу при новых правителях пятидесятилетний князь Александр Меньшиков – сподвижник Петра Великого.

 

     Отец и Мать Стаса работали геологоразведчиками. Профессия, лишенная всякого романтического налета. Геологи Сибири шли по болотам, месили кирзовыми сапогами грязь, жили в палатках, продуваемых всеми ветрами, кормили мошкару знойным летом и обжигали лица зимней стужей. СССР после войны остро нуждался в новых нефтяных месторождениях, и в 1947 было принято решение о проведении геофизических изысканий и бурения в Западной Сибири. Именно событие, произошедшее в Березово в 1953 году, открыло начало добычи нефти в Западной Сибири. Когда двести метров стальных труб были выброшены с глубины полтора километра, корежа буровую, под большим давлением из глубины тюменских недр вырвался пятидесятиметровый фонтан газа. Открытие сибирских геологов ознаменовало начало добычи нефти в Западной Сибири.

 

                   В возрасте полутора лет Станислав начинает жить с бабушкой в городе Уфа, родители еще какое-то время работают в Сибири и тоже переезжают в Уфу, но профессия требует долгих командировок и часть детства Станислав проводит под присмотром бабушки.

 

                 Первый поход в детский сад был ознаменован побегом — первый акт проявления свободы. Свободы, которая сначала реализовалась как неосознаваемое стремление, а позже выросла в четко сформулированную жизненную позицию, играющую основную, определяющую роль в судьбе Станислава.

 

            В 1966 году Стас идет в первый класс одной из лучших школ города. Еще с 1963 года школа номер 91 стала первой средней школой Башкирии в которой углубленно изучался английский язык, а с 1965 некоторые предметы велись полностью на английском языке.  Интерес к английскому, сначала несколько навязанный школьной программой, в дальнейшем перерос в серьезное увлечение. Сегодня не редкость застать Станислава за чтением произведений англо-американской литературы в оригинале.

 

              Художественный перевод не подразумевает дословности и потому чтение классики в оригинале дает прекрасную возможность прочувствовать изначальную мысль автора, не претерпевшую изменений при прохождении процесса интерпретации через сознание переводчика. Одновременно с этим, общение на каждом из языков формирует особенную, свойственную только носителям данного языка, картину мира. Язык- это один из способов, наряду с искусством, получения представления о мире и потому изучение языков представляет интерес для людей «ищущих» и желающих приблизиться к его пониманию. К числу которых безусловно относится и Станислав.

 

                Искусство, в разных своих проявлениях, с юности интересует Стаса. Это не только чтение литературных произведений. К слову сказать, сложно найти стоящую книгу, которая не была бы удостоена его внимания. В юности, в период работы в депо железнодорожного вокзала электриком, Стас, на удивление в среде сослуживцев, предпочитал проводить перерывы между обходами и ремонтами не за игрой в карты или домино, перемежаемыми коллективными и индивидуальными попойками, а за чтением порой довольно внушительных фолиантов. Когда по радио, звучавшему фоном, ставили произведения классики, и кто-то уже намеривался переключить канал на другую волну, нередко звучало – «Погоди, не переключай… вдруг Стас слушает…». Так потихоньку коллектив смирялся с культурологическим разнообразим своего состава.

 

                Тонкость восприятия, свойственная духовно развитому человеку, нашла утоление своей жажды и в произведениях кинематографа и фотографии, увлечение которой и по сей день не оставляет Станислава.

 

                         Отдельный интерес вызывала музыка. Страсть двоюродного брата Виктора к радиолюбительству позволила познакомиться с произведениями таких культовых групп 70-х. как LedZeppelin, PinkFloyd, JanisJoplin и др. записи которых, лишь спустя какое-то время, с явным отставанием от опережающей их славы в рядах «прогрессивной» молодежи, стали появляться на виниловых дисках.

 

                        Погружение в искусство, в разных его проявлениях, позволяет расширить свои взгляды и не быть пленником в застенках собственного мировосприятия. Кто-то высказал мнение, что свобода определяется величиной клетки. Используя данную метафору, можно добавить, что клетка будет существовать только для тех, кто о ней не знает. Стоит ощутить ее присутствие в своем мировоззрении, как ее прутья растворятся в воздухе. Но для понимания своих границ надо стремится их разрушить. Ограничивая свои взгляды, человек лишает себя возможности осознать величие и бесконечность бытия. Под свободой подразумевается не физическая свобода, скованная возможностями передвижений и правилами поведения, а свобода духовная, позволяющая ощущать бесконечность красоты и сложность гармонии мира. Которая не может быть принуждена к ограничению никакими внешними воздействиями. Сервантес, пишущий в королевской тюрьме Севильи своего Дон Кихота, был более свободен, чем многие из числа его современников, прибывающих не в столь тягостных обстоятельствах.

 

                         Вся юность Стаса была пронизана общением с близкими по духу людьми, наполнена долгими и подчас иногда неожиданными, авантюрными путешествиями. Любознательность и увлеченность давали стремление для новых поездок и новых знакомств.

 

                      Первым шагом в направлении изучения боевых искусств стали занятия каратэ, одного из немногих восточных боевых искусств которое можно было найти на просторах СССР конца 70-х. Лишь в 1984 году издается приказ Спорткомитета СССР о запрете изучения каратэ, действующий до 1989 года. В этот период пострадали многие энтузиасты  этого вида спорта, некоторым из них пришлось называть свои занятия другими, появлявшимися в то время видами боевых искусств – ушу, таэквондо, джиу-джицу и т.д.

 

                 В те годы существовало много самодельных и полусамодельных секций. В каждой, как правило, была своя методика обучения, и зачастую не хватало профессиональной подготовки и знаний. В занятиях основной упор ставился на развитии силы и волевых качеств.

 

              Спустя полгода упорных тренировок в секции каратэ, под руководством Владимира Саенкова, Станислав становится одним из лучших в группе и преподаватель работает и спарингует преимущественно только с ним.  Хотя надо отметить, что до этого склонности к физическим  занятиям у Стаса не наблюдалась, уроки физкультуры в школе прогуливались под разными предлогами и без таковых почти с первого класса. Очевидно, спорт как таковой никогда не притягивал Стаса. Рекорды ради рекордов, победы ради удовлетворения амбиций, и крушение этих амбиций впоследствии, рано или поздно пришедшей поры уступить свое место более молодому и сильному спортсмену — это не тот путь, который интересовал Стаса. Занятия именно восточным видом боевого искусства имеют в своей основе тягу к развитию, но не посредством саморазрушения в процессе достижения своего физиологически-волевого предела, как часто бывает в профессиональном спорте, а с помощью утончения и развития восприятия, как это и есть в любом виде искусства.

 

                     Занятия каратэ через некоторое время перерастают в поиск собственного пути через прикладной аспект боя. Работа, которая никогда не имела серьезной ценности, позволяет распоряжается своим временем, а иногда даже дает определенные возможности для тренировок. Охрана одного из музеев превращает незанятое ночью помещение в своеобразный «бойцовский клуб». Приверженцы разных боевых стилей и систем получили возможность обменяться опытом и отточить свои навыки и технику в дружеском поединке.

 

                      Желание достичь мастерства в бою подталкивало группу единомышленников искать знание в разных источниках. Через некоторое время кто-то раздобыл книгу, в которой один из учеников Брюса Ли описывал принципы боя сходные по своей сути с Вин Чун. Информация была сжатой и несравненно более бедной, чем должна быть для серьезного изучения, но тяжелая регулярная работа в парах с применением базовых принципов начала давать свои результаты. Нюансы техники, которые в некоторых случаях может прояснить ученику его учитель, приходили через спарринг, который, будучи очень строгим учителем, не прощает даже незначительных ошибок.

 

                  Позже начали появляться специализированные книги по Вин Чун. Очевидно, что обучение по книгам могло дать лишь очень расплывчатый ориентир о сути Вин Чун, но и этого уже было достаточно, чтобы пробудить интерес и начать поиски источников более глубоких знаний. Идея найти «настоящего» мастера была вполне логичным продолжением развития интереса к стилю.

 

                   Сейчас Станислав вспоминает, что у него была в то время странная уверенность, что найдется именно Вьетнамский Вин Чун. Чем была вызвана такая уверенность — или вполне рациональным расчетом, что шансы найти мастера из дружественного Вьетнама в СССР значительно выше, чем из других восточных стран, или тем самым необъяснимым ощущением, которое время от времени дает каждому из нас возможность взглянуть в  мельком приоткрытую завесу будущего.

 

                С 1992 года Стас ведет регулярные занятия  по Вин Чун, с 1995 — в УГДДТ им. Комарова, центральном зале школы Вин Чун в Уфе и по сегодняшний день.

 

                   Круг общения был достаточно обширным, многие «ищущие» люди тех времен были знакомы друг с другом и, отчасти благодаря этому, а отчасти по счастливой случайности, в поле внимания попадает заметка одной из местных газет села Малояз (Саловатский район Башкортостана). В меленькой статье говорится о мастере Вин Чун, Патриархе школы из Вьетнама – Хвин Нгок Ане, который посетил данный населенный пункт по приглашению местных энтузиастов. Найти одного из этих энтузиастов не составило труда. Были достигнуты договоренности о приезде Патриарха в город Уфа. С целью проведения встречи был арендован зал в центре города, даны объявления и расклеены афиши, и в 1995 году патриарх школы Вин Чун г-н Хвин Нгок Ан впервые посещает Уфу. Фото с этого мероприятия ниже:

Первый приезд г-на Хвинь Нгок Ана был посвящен знакомству и общению. Единственное занятие провел ученик Патриарха, приехавший вместе с ним. Занятие это было Кхи Кон. Также Патриарх оставляет видеоматериалы с базовой техникой и Кхи Кон. Информация и энергия, которую оставил после своего приезда г-н Хвинь Нгок Ан позволила группе единомышленников выучить рисунки базовых движений и подготовиться к участию в полноценном семинаре в следующий приезд Патриарха.

 

 Оценив качество закрепления техники и Кхи Кон, оставленной после первого посещения, г-н ХвиньНгок Ан назначает Стаса главным в Уфимской школе Вин Чун.

 

          Семинары проводились регулярно, 3-4 раза в год, Патриарх приезжал в Уфу и проводил мастер класс для студентов Уфимской школы, а также принимал экзамены у занимающихся.

Численный состав занимающихся стремительно рос. Уже в 1996 в Уфе помимо центрального зала проводятся занятия в малых залах в разных районах города Уфы. На протяжении следующих 10 лет только в центральном зале ДК Комарова занимается более 150 человек, а в общей численности по всем залам количество одновременно тренирующихся иногда переваливает за 300 человек.

Подсчитать общее количество студентов, в разное время занимающихся у Стаса, просто невозможно. Достаточно пройтись с ним по улицам Уфы, где молодые люди и уже не очень молодые, подходят, здороваются, и становится понятно, что это без преувеличения грандиозная цифра.   Каждый посещавший занятия унес в себе частички правильного восприятия жизни и оптимизма, которые лежат в основании фундамента мудрости. В большей или меньшей степени изменились все, кто занимался у Станислава. Изменились сами, повлияли на своих близких и на свой круг общения в целом. Цепная реакция проходила через сотни людей. Можно спорить о значимости этих изменений, но, вспомнив «историю с бабочкой», взмах крыла которой в Бразилии может явиться причиной торнадо в Техасе, предположение о существенной значимости этого влияния не кажется таким уж маловероятным.   В подлинном боевом искусстве самые главные процессы и изменения касаются не столько физических свойств личности сколько качеств его духа, психологии поведения, осознанности восприятия окружающего мира. Многие иллюзии, шаблоны и клише сознания были разрушены Стасом в головах его студентов и учеников. Некоторые студенты именно по этой причине прекращали свои занятия, будучи не в состоянии превозмочь страх потери своего более понятного, простого, уютного и, по их мнению, безопасного мира. Это те самые «миры», которые так болезненно разрушаются при столкновении с жесткими проявлениями реальности, нанося своим творцам, и, по совместительству, жителям, психологические травмы.   Каждый год устраивались летние лагеря, выезды на природу, в живописные места Башкирии, такие как – Басай (Гафурийский район), Солонцы, Павловское водохранилище, Кага (Белорецкий район) и прочие…

 

Походная романтика жизни в палатках с посиделками у костра и сопутствующими удовольствиями перемежалось занятиями на лоне природы.

В качестве полезного опыта, а также как возможность проявить свои боевые качества, время от времени проводились совместные соревнования с секциями других боевых искусств. Первые места награждались призами и памятными грамотами.   В 2000 году на очередном семинаре Станислав успешно сдает экзамен и получает пояс, подтверждающий первую мастерскую степень, из рук Патриарха.

 Судьбоносная, как выяснилось позднее, встреча произошла в 2000 году. Прибывая в гостях у Патриарха, Станислав знакомится с Игорем Асташевым. Встреча состоялась мимолетная, но с большим влиянием для всех занимающихся в Уфе в будущем.

В 2007 году, это знакомство сыграло свою роль и в процессе телефонного разговора с Учителем Школы – Игорем Асташевым, были достигнуты договоренности об организации летнего семинара в г. Одесса специально для группы занимающихся из Уфы.

Семинар был своеобразным открытием для всех ребят из Уфы. Существенно изменился взгляд на такие виды занятий как – Кхи Кон и Дзен. Техника поразила своим разнообразием и лаконичным прикладным аспектом. До настоящего дня все участники этого десятидневного мероприятия вспоминают о нем как об одном из наиболее сложных семинаров, но, наряду с этим, и как о мероприятии существенно перевернувшим представление об изучаемом стиле.

 

              Эта поездка положила конец автономному существованию школы в Уфе и открыла двери в храм мудрости наших братьев с Украины.   В 2008 году Попов Станислав становится учеником Игоря Асташева и принимает на себя честь руководить Школой Вин Чун Куен Пай в России.