На минувшей неделе Прагу посетил один из самых известных мастеров Вин-Чунь – Игорь Асташёв. 

Корреспондент ПТ Артём Коврыженко встретился с мастером, чтобы узнать, что такое Вин-чунь, и как занятия боевыми искусствами влияют на жизнь человека.

 

Игорь, почему Вы решили открыть школу в Праге?

 

Всё просто, потому что у меня здесь есть ученик – Александр. Я приезжаю сюда 2 раза в год на лекции. У нас здесь ребята проходят аттестацию, мы проверяем, насколько они всё освоили, и даём им возможность развиваться дальше.

 

А как Вы вообще узнали о Вин-Чунь?

 

До этого я занимался другим направлением кунг-фу. Однако я бы сказал, что это было больше для здоровья. Но мой первый учитель умер. А друзья как раз приглашали на семинар моего будущего учителя, и так вышло, что его пригласили ко мне в гости, где мы и познакомились, и где он меня познакомил с Вин-Чунь.

 

Как быстро Вы поняли, что Вин-Чунь — это ваше?

 

Когда мастер боевых искусств приходит к человеку домой и знакомит его с этим боевым искусством, трудно не поддаться соблазну попробовать. Я попробовал, мне подошло. Возможно, был бы другой мастер, я бы занимался у него.

 

А что, по-вашему, такое Вин-Чунь? Чем его можно охарактеризовать? Чем отличается от других направлений?

 

Вин-Чунь — это прикладное боевое искусство. От других направлений Вин-Чунь, вьетнамская ветка, та, которой я обучаю, отличается, прежде всего, географией. Ведь как бывало – куда учитель уехал, там и зародилась новая ветка, со своими особенностями.

А охарактеризовать Вин-Чунь только в рамках прикладного аспекта сложно. Во многих направлениях есть удары на коротких и длинных дистанциях. Есть как удары руками, так и ногами. В Вин-Чунь также присутствуют оздоровительные аспекты, духовные аспекты. В Вин-Чунь очень сильная философская база, которая строится на буддизме.

До того как начать заниматься Вин-Чунь, и до того как умер мой первый учитель, я сталкивался с разными направлениями. Но говорить о преимуществе одного стиля над другим, или о каких-либо нюансах я не имею права, т.к. я только прикасался к тем направлениям.

 

Считается, что Вин-Чунь больше подходит для женщин. Что вы скажете по этому поводу?

 

Это далеко не женский стиль. Одним из основателей Вин-Чунь была монахиня Нгу Мэй, и некоторые качества, такие как чувство любви, сострадания и ответственности, которые отсутствуют у мужчин и которые есть у женщины, характерны для Вин-Чунь. Поэтому данным видом единоборств полезно заниматься и мужчинам. Они становятся более человечными, что ли. А не так, что «броня четыре пальца — и в драку».

 

А насколько Вин-Чунь популярен?

 

Стиль очень популярен. Истории учителей, владеющих Вин-Чунь, неоднократно ложились в основу голливудских фильмов. Чего стоит один только Брюс Ли! Такими фильмами вдохновляются и восхищаются все, вне зависимости от того, кто каким направлением занимается.

 

Как вы считаете, повлияли ли фильмы о Вин-Чунь, в частности, о мастере Ип Мане, учителе Брюса Ли, на популяризацию Вин-Чунь?

 

Естественно, причём в положительную сторону. Многие посмотрели фильм. Он заводной, энергичный. Молодёжи нравится. Не сказать, что фильм затронул более взрослую аудиторию, но и этого достаточно.

 

А сколько правды в фильме?

 

Конечно, летать-прыгать – это часть культуры Китая, и они стараются везде показать это. Но если приёмы наработаны годами, если человек ими пропитался — то да, они эффектны. Если борец пропитался борьбой, то он может с любого положения совершить бросок, а боксёр в любой ситуации сделает свой хук. Так же и здесь.

 

Что требуется для изучения Вин-Чунь? Как быстро можно достигнуть изменений в себе?

 

Как и везде, Вин-Чунь требует пота и крови. А насчёт изменений в себе — нельзя быть категоричным и говорить, что через год, два, пять у вас будет то- то и то-то. Всё очень индивидуально. Это всё равно, что спрашивать: «Доктор, а через год я начну играть на пианино?»

 

Подходит ли Вин-Чунь для самозащиты?

 

Как нельзя лучше. Но с оговоркой – вся соль не в том, насколько техника эффективна. Многие пишут: «Наш стиль самый кровожадный, самый эффективный, в нём много всевозможных тайных приёмов». Но важно не то, сколько ты приёмов знаешь, а насколько у тебя духа хватит. Чтобы ты мог подойти к хулигану и сказать: «А ну, брось безобразничать!». Можно всю жизнь изучать боевые искусства и так и не набраться духа. Многие пишут, что лучшая победа — это бой без боя. С моей точки зрения, это больше на трусость похоже. Дух – вот что имеет значение.

 

А как на тренировках развивать качества, необходимые для победы?

 

Их развитие лежит в основе философии школы, и заключается в вырабатывании в себе качеств пяти животных: тигра, леопарда, змеи, журавля и дракона.

Первое качество, которое пытаются развить в человеке, позаимствовано у тигра. Речь идёт не о том, что нужно кричать, рычать и царапаться, как тигр, а о том, что человек должен быть крепким одновременно физически и духовно.

Второе качество взято у леопарда: это скорость движения – для мгновенного удара , и скорость мысли — для быстрого принятия решения.

Третья черта – от змеи: гибкость, в частности, гибкость ума. Не всегда нужно идти напролом. А также гибкость тела. Потому что если человек «деревянный», то возникают различные болезни, которые приводят к преждевременной смерти.

Четвёртому качеству мы учимся у журавля. Прежде всего, эмоциональному равновесию. Это не значит ходить флегматиком и говорить «я уравновешенный», а на самом деле быть несчастным. Иногда нужно вспылить и проявить агрессию, но потом зачем целый день держать это в себе? Так же равновесие нужно и в прикладном аспекте.

И пятое качество — драконье – это опыт, который мы приобретаем в процессе всей жизни. Опыт, полученный в общении с друзьями и врагами, со старшими и младшими, с умными и глупыми. Все предыдущие 4 качества дополняют пятое, и тогда человек становится более трезвым и спокойным по отношению ко всем жизненным трудностям.

 

Разве для кунг-фу в целом не характерно использовать стили животных?

 

Скажу одно, что подражания во вьетнамской ветке Вин-Чунь нет, берутся только основные качества животных.

 

Телеканал National Geographics как-то показывал передачу о боевых искусствах, и мастер Вин-Чунь выиграл соревнование на скорость. Как Вы считаете, в скорости и заключается превосходство Вин-Чунь?

 

Нет. Скорость есть в любом направлении, это принцип победы. Всё зависит от человека. От его настроения и его внутреннего мира. Он может быть злым или добрым, агрессивным или спокойным. Не стиль характеризует человека, а его внутренний окрас. К примеру, охранные фирмы в Китае обучают своих сотрудников Вин-Чунь. В израильских и вьетнамских спецподразделениях тоже изучают Вин-Чунь. 

Однако не все же спецслужбы мира используют эту технику, и это не означает, что они менее эффективны.

 

Для тренировок Вин-Чунь вы используете своеобразные манекены, что это?

 

Это деревянный человек, который используется во вьетнамской ветке Вин-Чунь, а также представителями других школ, в которых я побывал во время поездок во Вьетнам.

 

Для чего нужен этот тренажёр?

 

Для оттачивания правильной базы, постановки руки, удара. Например, боксёр в тренировках использует перчатки и бинты и избивает грушу. Но, ударив без перчатки, он может и руку сломать. Вот что случается, если рука не подготовлена.

 

Правильно ли в Европе обучают боевым искусствам?

 

Как-то мне попалась одна книжка о непревзойдённом мастере, и там был один интересный момент. Он тренировал учеников, привязывая их к лошади, и заставляя бегать за ней по 8 км. Это мастер тайцзицюань, вида ушу. То, чему учат в Европе — это балет. Да, движения красивые, но силы там нет. 

В 1989 г. я общался с профессором Цаю Цай из пекинской академии ушу и цигун. Он говорил: «У нас молодёжь учится технике тайцзицюань, чтобы драться». А европейцам показывают упрощённый вариант этой техники, больше подходящей пенсионерам».

 

А в Вин-Чунь используется оружие?

 

Да, используется 2 вида оружия: короткие мечи-бабочки, их называют по-разному, часто «дао», и шест. Он, в свою очередь, бывает длинный и короткий.

 

На какие возрастные категории рассчитан Вин-Чун?

 

Вин-Чунь подходит для всех возрастов.

 

Как проходят занятия?

 

Занятия проходят 3 раза в неделю по 2-3 часа. Наши залы оборудованы специально для Вин-Чунь. В группе, здесь в Праге, занимаются около 20 человек – не только русскоязычные, но также чехи и словаки.

 

Трудно ли будет новичкам, которые только собираются к Вам прийти?

 

Да все когда-то были новичками. Если человек наблюдателен, слушает рекомендации, то всё получится. Нужно бросать вызов самому себе – сделать лучше, чем было в прошлый раз.

 

 

Игорь Асташёв — мастер Вин-Чунь Куен Пай (Вин-Чунь вьетнамской ветки). Начал обучение боевому искусству в 1991 г., когда Одессу посетил Хвинь Нгок Ан, вьетнамский мастер Вин-Чунь. Тогда Игорь стал его учеником, а начиная с 1997 г., в Одессе стали проводить занятия ученики самого Игоря. Сейчас Вин-Чунь Куен Пай преподают практически во всех крупных городах Украины, во многих городах России, а также в Праге. Игорь Асташёв также является автором нескольких книг, посвящённых тематике Вин-Чунь.

 

Опубликовано в газете «Пражский телеграф» №22, 2012