Большинство людей начинающих практиковать Дзен и Кхи-Конг сталкиваются с проблемой, заключающейся в том, что после длительного периода практики нет ощутимых результатов. А проблема заключена в том, что они выполняют упражнения машинально - лишь бы высидеть определенное количество времени или сделать как можно больше раз. 
Но базовый фундамент внутренних практик это выстраивание и регулирование тела, дыхания и психики, а они над этим не работают. Как пример, внутренняя работа в чем-то похожа на собирание кубика-рубика - необходима работа над всеми гранями, имеющимися в нем для получения результата. Если мы возьмем практику Дзен, то увидим что, как и в кубике-рубика, надо проработать и синхронизировать ряд факторов. Если мы хотим получить в результате практики Дзен ясное сознание, не замутненное тревожащими мыслями, негативными эмоциями и т.д., то как мы знаем из учения, нам необходимо сконцентрировать сознание на объекте медитации (сам процесс медитации фактически и есть концентрация на объекте медитации, который может быть дыханием и т.д.). Но что бы сконцентрироваться, нам необходимо успокоить дыхание, так как дыхание основной инструмент воздействия на психику. Что бы дыхание имело нужные качества необходимо, что бы тело было в максимально комфортном (но при этом не вялом состоянии), чего мы сможем добиться, выполняя необходимые для практики требования - расслабится, макушка натянута, спина ровная и т.д.
Из выше сказанного видно - чтобы добиться результата важно не просто сидеть, а регулировать ряд факторов, как в теле, так и в психике, и скоординировать их, что напоминает собирание кубика-рубика.
У читателя может так же возникнуть вопрос - почему у нас кубик-рубика нашего тела и психики находится в разложенном состоянии и у всех в разном (это можно определить по реакциям на внешние факторы, походке и т.д.) ? 
Дело в том, что различные ситуации и психо-эмоциональный климат, создаваемый родителями, улицей, детским садом вокруг наших детей в возрасте до 7 лет, имеют довольно серьезные влияния на формирование личности человека. В ребенке происходит борьба различных сил, что очень заметно сказывается на его развитии, на формировании его характера. А что такое характер человека, как не определенные реакции, рожденные внутри на некие определенные воздействия извне. Эти вот реакции и усвоенные в детстве психологические установки и формируют структуру тела будущего взрослого человека. По существу, проанализировав жизненные ситуации ребенка до 7-12 лет, можно с достаточной долей уверенности спрогнозировать все его болезни в зрелом возрасте, вплоть до так называемых неизлечимых. А чем старше человек, тем сильнее искажается его природа, тем больше нужны усилия, для ее возвращения в прежнее гармоничное состояние.
Зажатость мышц и суставов, одеревенение тела, приводит к возникновению разного рода заболеваний. Имено этот принцип взяли на вооружение психотерапевты, понимая взаимосвязь психики и тела, а за ними его подхватили (и весьма успешно) специалисты по психосоматике и кинезиологии.
Психосоматика на данный момент довольно серьезно взялась за научное обоснование и практическое применение принципа лечения болезней за счет понимания глубинной цепочки причино-следственного возникновения истока заболевания через телесные проявления к психо-эмоциональным причинам. Их подход хоть и довольно резко отличается от принятого ранее подхода современной медицины, но уже нашел в итоге положительный отклик и среди специалистов-медиков, которые стали применять эти методы в своей практике. 
В не так давно возникшем направлении кинезиологии пошли еще дальше. В рамках развития системы был разработан метод мышечного тестирования, когда вопросы о глубинной причине заболевания адресуются напрямую к телу человека, его мышцам. 
Ведь область, где имеется мышечная зажатость, может весьма точно указать на внутреннюю проблему организма, даже еще на стадии зарождения болезни, тогда, когда она еще не осознается человеком,
поскольку не имеет пока каких-то заметных внешних проявлений. 
Но эти проблемы уже много веков решаются с помощью внутренних практик, в которых соединяется в одно гармоничное целое все аспекты человеческого естества как грани в кубике-рубика.
Для эффективной тренировки необходимо внимательно слушать Учителя и его рекомендации по регулированию и настройке тела, дыхания и сознания, и пытаться все это воплотить в ежедневных тренировках. Необходимо понимать, что все грани в нашей практике взаимосвязаны как грани в кубике-рубика, изменение в одной повлечёт изменение в всей системе. На начальных этапах практики дается всего несколько аспектов для контроля и регулирования, но со временем количество аспектов требующих контроля будет расти, поэтому если на начальных этапах не уделять этому внимание, то дальше будет еще тяжелее и это будет приводить не к легкости, расслабленности и сосредоточению, а к чрезмерному напряжению, что отрицательно повлияет на результаты практики.

 

Михаил Буцковский