木人 Mc Nhân

 

Раздел Деревянный манекен – это отдельный пласт информации с методикой, техническими элементами и развиваемыми навыками и качествами, которые присутствуют только в этом разделе Школы, но опирается на ранее изученную базу и принципы. Это очень важно, так как если база хорошо наработана, прогресс в изучении бревна значительно быстрее.

 Весь объем информации представлен в виде формы, которая состоит из 3-х частей, каждая из которых имеет свои отличия, цели и особенности. Так, вся форма построена по принципу – задействовать  максимальный технический арсенал, начиная с позиций, поворотов, шагов и вхождения, а также задействует работу корпусом, удары руками и ногами, технику работы локтями и коленями, сбивы и блоки, сочетание плавной работы с жесткими захватами и рывками. Форма  предъявляет особые требования к синхронной работе корпуса, рук и ног, тем самым наполняя движения дополнительной силой и четкостью. Движения становятся очень точными, без лишних действий. Работа становится гармоничной, с акцентированными короткими импульсными действиями. Различные технические действия плавно перетекают одно в другое, решая возникающие задачи.

 Любая линия Вин Чун утверждает, что Деревянный манекен – это визитная карточка стиля и показателем высокого уровня в Вин Чун является именно практика на этом тренажере. Деревянный манекен был изобретен именно как инструмент, который позволяет через практику формы прийти к пониманию Вин Чун гораздо быстрее. Плюс на манекене можно отрабатывать массу технических элементов, от базовых до более сложных. На бревне можно работать с различным способом воздействия (мягко, плавно, текуче, жестко, хлестко и т.д.), укреплять поверхность рук, а также работать с силой, которую вы не можете использовать с партнером, дабы не травмировать его.

Евгений Показеев


Деревянный манекен - уникальный тренажер

Когда вы слышите слово «Вин Чун», что первое приходит на ум, с чем ассоциируется это слово? Поделюсь мыслями по этому поводу, исходя из своего опыта. 

 

Когда меня спрашивают: каким видом боевого искусства я занимаюсь, как правило, отвечая на вопрос, я точно знаю, что мой ответ будет адресован человеку, который однозначно видел один из многих художественных фильмов о Вин Чун или о мастерах Вин Чун. Или же не видел, но в голове образ где-то лежит. Далее следует два варианта: человек услышав слово «Вин Чун», говорит, что знает, о чем речь, и второй вариант – для него это слово совершенно не знакомо. И во втором случае, я спрашиваю, видел ли он фильмы с боевыми искусствами, в которых герои тренируются на деревянных столбах с торчащими руками. И тут же, получаю восторженный ответ: «Да, видел! Это Вин Чун значит.»

 

Ну естественно, так, на вскидку можно припомнить довольно много фильмов и знаменитых актеров, использующих в фильмах деревянный манекен, причем в последнее время, это не только азиаты. Таким образом, я могу сделать вывод, что Деревянный манекен однозначно является символом Вин Чун, а еще и очень важным, объемным и сложным разделом техники.

 

Общаясь в Интернет с огромным количеством поклонников Вин Чун, живущих в разных странах, как принадлежащих к какой-либо организации, так просто увлекающихся, заметил, что хорошим тоном является наличие дома главного тренажера Вин Чун. Они самых разных конструкций, с различными типами крепления и т.п., и называют тренажер как кому удобно: Манекен, Бревно, Кукла, Wooden Dummy и Moc Nhan. Само наличие деревянного манекена дома, уже для них является неким критерием серьезности подхода к изучению Вин Чун. Пусть даже у какого то количества людей манекен по большей части используется как вешалка, но тем не менее, для него бревно это показатель принадлежности к стилю. И это хорошо, и это правильно. Так как, основное предназначение деревянного манекена – это самостоятельные тренировки, когда рядом нет партнера, плюс оттачивание дополнительных упражнений для формирования необходимых в Вин Чун качеств и принципов.

 

Деревянный манекен появился на вооружении Вин Чун очень давно. Мы знаем, что своими корнями Вин Чун уходит в Храм Шаолинь, а там, как известно, использовался большой арсенал тренажеров. Поэтому наверняка, мастера, участвовавшие в создании стиля, использовали опыт предшественников, когда задумывали тренажер. Известно, что актеры китайской оперы, владеющие Вин Чун, гастролируя, перемещались на кораблях и использовали мачты для устройства манекена. Это позволяло им практиковаться в дороге.

В наше время существует большой выбор материала для изготовления тренажера, он даже может быть не из дерева. Хотя предпочтительнее использовать традиционно деревянные конструкции. Каждая ветка Вин Чун предъявляет к конструкции тренажера свои требования. Это связано, прежде всего, с особенностями формы, которую надо отрабатывать на бревне. Но также есть варианты конструкции, обусловленные личными изысканиями мастеров, попытки что-то переделать или усовершенствовать. Какие-то варианты в последствии становятся модными и даже претендуют на истинно правильные. К примеру, расскажу случай. Мне звонит человек узнать за тренировки, всё расспросил. И в конце говорит, можно прийти посмотреть, как оборудован зал. Я спрашиваю, занимался ли он Вин Чун ранее? Отвечает, что нет. Тогда на мой вопрос, а что он хочет увидеть в зале для того, чтобы начать полноценно заниматься? Слышу такой вопрос: «А у вас есть манекен Ип Мана?». Я ответил, что у меня пока что в зале есть только манекен Показеева, но он тоже вполне ничё так ))). В принципе, подход неплохой, человек сразу хочет деревянный манекен! Так вот, мы ушли от темы. Деревянный манекен можно легко сделать, всё зависит от фантазии и возможностей. У меня даже пример, когда используется конструкция, позволяющая прикрепить три руки на любое дерево, например, в парке, позаниматься и снять. Было бы желание. Проблема в том, что большинство, по каким то причинам, откладывают работу на бревне на более поздний период. Проблема кроется в непонимании роли деревянного манекена и его назначения,возможностей работы, независимо от уровня и опыта. Об этом мы поговорим и я надеюсь, что каждый уважающий себя адепт Вин Чун задумается над тем, чтобы поставить тренажер дома и начать оттачивать технические элементы, что несомненно, скажется на хороших показателях роста мастерства.

 

Так вот о занятиях на деревянном манекене. Из моего опыта общения с ребятами из секций Вин Чун в наших филиалах, как начинающими, так и более продвинутыми, я сделал вывод, что причин откладывания освоения тренировок на бревне несколько. И парадокс еще и в том, что все хотят уметь на нем работать, но не работают. Объясняю. Пока опустим тему семинаров, тут, как и с другими разделами Вин Чун, мы часто слышим отговорки, что, то позволить себе не могут, то ехать, например, в другой город не хочется. Принимается, такие варианты имеют место быть. Но оказывается, что основных причин две, причем не понятно кем навязанных. Человек и может и хочет, но оказывается ему кто-то сказал, что еще рано! Аргументируют, что форма на бревне по программе изучается на 5-й дан. Всё правильно, форма да, но кроме формы есть масса техники, которая отлично тренируется на тренажере, начиная с азов, базы и далее по программе – 112  и т.д. Кроме того, Учитель, идя навстречу желающим

 

углубиться в интересующий раздел, решил дать возможность изучать форму, ее расшифровку, наработку, парное исполнение – с любого уровня! Если хочешь и потянешь, пожалуйста. Вторая причина очень проста – сложность запоминания. Ну, тут уженужно над собой поработать. Даже были случаи, когда человек посетил семинар, выучил какую-то часть формы, потом что-то выпало из головы и на следующий семинар не едет, потому что не хочет плохо выглядеть в глазах инструкторов. Это нормально, все мы по разному усваиваем материал, главное сразу же после семинара почаще повторять и не бояться спрашивать у тех, кто знает.

Вин Чун Куен Пай – традиционная Школа и нам посчастливилось получить «Деревянный манекен» в полном объеме. Форма на бревне состоит из трех частей. Каждая часть несет определенную информационную нагрузку, влияя на формирование и оттачивание техники Вин Чун. Деревянный манекен – это большой раздел техники и является как бы отдельным пластом внутри основной программы Школы. Форма содержит большое количество ударов, блоков, изломов, элементов и связок, которые нигде не встречаются ранее. Это придает форме зрелищность, мощь и развитие двигательного потенциала в контексте техники и принципов Вин Чун. Кто-то пытался посчитать количество элементов в полной форме и сбивались где-то после цифры 500. Так вот, как было сказано, форма на деревянном манекене состоит из трех частей. Вкратце, можно сказать, что первая часть, кроме наработки техники работы руками (удары, сбивы, связки), основное внимание акцентирует на поворотах, углах, вхождении.

 

Тем самым, следуя всем правилам и принципам, мы самостоятельно, с помощью тренажера учимся правильной позиции, правильной постановке по отношению к противнику, понимание центральной линии и центральной оси и соответственно, точно выставляем углы и структуру. Это делает нас сбалансированными, а технику сильной и скоординированной. Поворот, шаг, вход, взаимосвязь корпуса, рук и ног. Это все нарабатывается на тренажере. Вторая часть формы, по большей части использует такие технические элементы, как развороты и уходы с линии атаки. Третья часть формы использует все вышеуказанные техники, плюс вхождение в еще ближнюю дистанцию с использованием техники локтей. Следует указать, что в технике формы на бревне задействованы все части и технические аспекты Вин Чун, т.е. работа с позицией, шагом, удары кулаками, ладонями, пальцами, локтями, изломы, удары ногами, коленями, а также тычки и высекания. При этом большое внимание уделяется правильному положению тела, дыханию и вниманию. Работая на бревне, руки укрепляются и появляется способность работать в паре в более жестком варианте, без видимых повреждений. Бревно учит выдавать короткое усилие в точке контакта, тем самым, действуя эффективно и без лишних движений. Техника выставляется по принципу необходимого минимума, без лишних движений, ненужных замахов или надавливаний.

 

Структура формы делает технику текучей, а работу всех звеньев тела согласованной. Это все влияет на рациональное использование сил и соответственно на эффективность.

 

Накатывание, шлифовка формы и технических связок, закладывает ситуационные спонтанные реакции с последующей выдачей приемов призванных решить вопрос наиболее рациональным способом, заложенным в элементах формы.

 

Еще раз остановимся и уясним для себя такую вещь – на деревянном манекене можно работать с азов, с самого начала. До синего пояса технический арсенал состоит из ударов, сбивов, их комбинаций. Базовые шаги, входы под углом, комбинирование шагов с ударами и сбивами. Работа как с внешней стороны, так и внутри рук манекена. И много другой техники по программе.

 

Варианты 112 техник, удары ногами, варианты техники локтей.

 

На бревне даже тренируют технику мечей-бабочек, а также есть вариант бревна для работы с шестом.

 

Но все же самым ценным является форма, которая изучается на бревне, на воздух и парное исполнение, наработка связок. Ценность семинаров заключается в том, что вас познакомят с базовыми элементами, которые сразу правильно выставят нужное положение тела, рук, способ взаимодействия с руками манекена при выполнении технических элементов. Эти нюансы невозможно понять самому. Объяснят варианты выполнения формы, правильное приложения силы и взаимодействие всего тела. Устройство деревянного манекена и основные показатели для правильного изготовления тренажера под себя, что очень важно и влияет на качество и эффективность изучаемой техники. Начав изучать бревно, главное какой то период не останавливаться и постараться выучить первую часть формы, нарабатывать ее. Потом вы почувствуете, что уже не видите себя без постоянной практики на бревне.

 

У вас появится особый почерк, сформированный работай на тренажере. Вы начнете работать спонтанно, мгновенно переходя с одного технического элемента на другой, со связки на связку, гармонично и текуче. Это доставляет большое удовольствие, когда можешь подойти к манекену и выдать красивую комбинацию без раздумий и ступоров. В последствии, так будет работать любая техника с партнером и поверьте, те, кто работает на деревянном манекене, всегда будут иметь преимущество.

 

Подводя итог, еще раз утверждающе заметим – деревянный манекен истинно символ Вин Чун, интересный и многогранный раздел Школы Вин Чун Куен Пай, который открыт для изучения всем желающим. Вспомните фотографии мастеров Вин Чун разных периодов, все они позируют на деревянном манекене. Ибо манекен является одной из вершин мастерского владения Вин Чун. В любом случае, постарайтесь найти возможность сделать себе тренажер. Он будет незаменимым помощником для самостоятельной тренировки дома. А если хотите углубиться в изучении, добро пожаловать на семинары.

 

Планируется выпуск ряда познавательных материалов, а также коротких видеоуроков, для того чтобы было легче подойти к самостоятельным занятиям. Однажды усвоенные уроки, гарантированно откроют глаза на большие возможности занятий на бревне и базовый уровень станет прост и понятен, появиться желание познать форму.

 

Евгений Показеев

Программа семинаров по деревянному манекену Mộc Nhân: 

1-я часть:
— Базовые упражнения (основы)
— Изучение формы на манекене (запоминание)
— Выполнение формы на воздух (закрепление)
— Изучение варианта формы в паре (с партнером)
— Расшифровка формы (применение, принципы и отработка прикладных связок паре)
— Лекция, ответы на вопросы
— Дополнительная программа (112 техник на бревне, спонтанная работа на бревне и в паре)

Контактная информация:

+38 063 745 96 36 Евгений

Группа вконтакте: http://vk.com/woodendummy